История ошибки трейдера на Токийской фондовой бирже 30 ноября 2001.
Ошибка трейдера, вызвавшая двухминутную панику на Токийской фондовой бирже, может подмочить репутацию одного
из крупнейших европейских банков - UBS Warburg и обойтись ему в $100 млн. Кроме того, она омрачила 100-летний
юбилей крупнейшего рекламного агентства Японии.
В прошлую пятницу прошли первые торги размещенными накануне акциями ведущего мирового рекламного агентства
Dentsu. Одним из организаторов первичного размещения акций Dentsu был банк UBS Warburg. Через несколько секунд
после открытия торгов трейдеры застыли от изумления. Размер заказа на продажу акций Dentsu от самого UBS был
так велик, что мог быть только ошибкой. Эта ошибка, похоже, станет самой значительной за всю историю Токийской
биржи.
Выяснилось, что перед открытием торгов трейдер UBS ввел неверные данные по операции с акциями Dentsu. Вместо
заказа на продажу 16 акций по цене 610 000 иен ($4942) за акцию был подготовлен заказ на продажу 610 000
акций по цене 16 иен ($0,129). После начала торгов трейдеры сразу же увидели заказ, и, по словам очевидцев,
торговый зал взорвался криками. В UBS заметили ошибку, и в 9. 02 заказ был отменен, но компьютер банка уже
успел продать 64 915 акций - почти половину размещенной эмиссии. Спрос на нее был огромным, и менеджеры многих
фондов надеялись, что с началом торгов акции, цена которых при размещении составила 420 000 иен, пойдут вверх.
Перед началом торгов предложение формировалась на уровне 600 000 иен.
Но ошибка UBS, которая вызвала волну продаж, опустила котировки до 405 000 иен. Торговля была затруднена из-за
огромного числа заказов на покупку (прежде всего от самого UBS, скупавшего проданные акции), которое существенно
превышало число заказов на продажу. К закрытию торгов UBS скупил лишь 18 339 акций по цене 470 000 иен
(максимальной цене, которая по правилам биржи могла сложиться в тот день).
Ошибка трейдера обернулась не только финансовым ущербом для банка - удар нанесен и по репутации UBS. Многие
трейдеры были в бешенстве от того, что не могли торговать купленными акциями Dentsu. В воскресенье представители
банка достигли соглашения с Nomura Securities, Merrill Lynch и рядом других участников рынка о покупке и взятии
взаймы необходимого числа акций: в понедельник UBS должен был осуществить поставку акций инвесторам, которые
купили их в пятницу. По оценкам трейдеров, убытки UBS от исполнения ошибочного заказа и последующих операций по
покупке акций по более высокой цене составят от $50 млн до $100 млн.
По словам представителя UBS, ошибка стала возможной потому, что на Токийской бирже отсутствует система
предотвращения сделок по необычной цене. Он отказался назвать имя трейдера, совершившего ошибку, сказав лишь,
что он по-прежнему работает в банке. UBS, который в последние месяцы стал пятым иностранным финансовым институтом
по объему торгов на японском рынке, начал расследование обстоятельств этого дела. Свое расследование проводит и
биржа, которая, однако, не намерена аннулировать результаты сделки.
Представители Dentsu отказываются комментировать ошибку UBS, однако очевидно, что банк обидел одну из ведущих
японских компаний. Клиентами Dentsu, которая контролирует около 25% рекламного рынка Японии, являются крупнейшие
компании страны - от Toyota Motor до Matsushita Electric Industrial. Кроме того, IPO было запланирована еще четыре
года назад именно на 2001 г. , в который Dentsu отмечает свой 100-летний юбилей. "Они ждали 100 лет, чтобы
стать публичной компанией, и вот дождались", - сказал банкир, участвовавший в подготовке IPO.
(WSJ, 3.12.2001)
|