Статья с сайта FTN trader.
Для правильного суждения о нравственности масс следует принять во внимание, что при совместном пребывании
индивидов массы у них отпадают все индивидуальные тормозящие моменты и просыпаются для свободного удовлетворения
первичных позывов все жестокие, грубые, разрушительные инстинкты, дремлющие в отдельной особи, как, пережитки
первобытных времен. Но под влиянием внушения массы способны на большое самоотречение, бескорыстие и преданность
идеалу. В то время как у изолированного индивида едва ли не единственным побуждающим стимулом является личная
польза, в массе этот стимул преобладает очень редко. Можно говорить о повышении нравственного уровня отдельного
человека под воздействием массы. Хотя и интеллектуальные достижения массы всегда много ниже достижений отдельного
человека, ее поведение может как немного превышать уровень индивида, так и намного ему уступать.
Нравственный облик массы в иных случаях бывает выше, чем нравственность составляющих ее индивидов, и такая
совокупность людей способна к высокому бескорыстию и преданности.
“Личная выгода является едва ли не единственной побудительной причиной у изолированного индивида, однако у массы
она преобладает весьма редко”. Так считает Ле Бон.
Другие заявляют, что, в сущности, общество является тем, что предписывает человеку нормы его нравственности,
отдельный же человек, как правило, от этих высоких требований каким-то образом отстает. Еще и другое: при
исключительных обстоятельствах в коллективности возникает энтузиазм, благодаря которому совершены замечательные
подвиги.
Что касается интеллектуальных достижений, то все же продолжает оставаться неоспоримым, что великие решения
мыслительной работы, чреватые последствиями открытия и разрешения проблем, возможны лишь отдельному человеку,
трудящемуся в уединении. Но и массовая душа способна на гениальное духовное творчество, и это прежде всего
доказывает сам язык, а также народная песня, фольклор и другое. И, кроме того, остается нерешенным, насколько
мыслитель или поэт обязан стимулам, полученным им от массы, среди которой он живет, и не является ли он, скорее,
завершителем душевной работы, в которой одновременно участвовали другие.
|