10. Ступень личности.
Если, помня дополняющие друг друга описания психологии масс, данные различными авторами, сделать обзор душевной
жизни современных людей, то можно растеряться перед ее сложностью и потерять надежду дать стройное описание ее.
Каждый индивид является участником многих масс; он испытывает самые разнообразные привязанности, созданные
идентификацией; он создает свой "Я"-идеал по различнейшим прототипам. Итак, каждый индивид участвует во многих
массовых душах, в душе своей расы, сословия, религии, государства и т. д. и, кроме того, он до некоторой степени
самостоятелен и оригинален. Эти стойкие и длительные массы в своих мало видоизменяющихся проявлениях бросаются
в глаза меньше, чем быстро образующиеся непостоянные массы, по которым Лебон набросал блестящую характеристику
массовой души, и в этих шумных эфемерных массах, как бы возвышающихся над другими массами, происходит чудо:
бесследно (хотя бы только на короткое время) исчезает то, что мы назвали индивидуальностью. Мы поняли это чудо
так, что индивид отказывается от своего идеала и заменяет его массовым идеалом, воплощающимся в вожде. Правильнее
говоря, это чудо не во всех случаях одинаково велико. Отграничение "Я" от "Я"-идеала у многих индивидов не
произведено еще достаточно резко; оба они еще легко совпадают; "Я" часто сохраняет для себя свою прежнюю
нарцисическую самовлюбленность. Благодаря этому чрезвычайно облегчается выбор вождя. Часто он должен обладать
лишь типичными свойствами этих индивидов в очень резком и чистом виде, он должен производить впечатление большой
силы и либидинозной свободы; ему навстречу приходит потребность в сильном начальнике; она наделяет его сверхсилой,
на которую он раньше, может быть, не претендовал бы. Другие индивиды, "Я"-идеал которых воплотился бы в его
личности лишь при условии корректуры, увлекаются затем суггестивно, т. е. путем идентификации.
Мы замечаем, что предложенное нами объяснение либидинозной структуры массы сводится к отграничению "Я" от
"Я"-идеала и к возможному, вследствие этого, двойному виду привязанности: идентификация и замена "Я"-идеала
объектом.
Предположение такой ступени в "Я", как первый шаг анализа человеческого "Я", должно постепенно найти свое
подтверждение в самых различных областях психологии. В своей статье "Zur Einfьhrung34 des Narzissmus" я собрал
прежде всего весь патологический материал для обоснования выделения этой черты. Следует ожидать, что значение
нарцисизма окажется гораздо большим при углублении в психологию психозов. Вспомним о том, что "Я" играет роль
объекта в отношении к развивающемуся из него "Я"-идеалу, что, может быть, все взаимодействия, изученные нами в
учении о неврозах между внешним объектом и совокупным "Я", повторяются на этой новой арене внутри "Я".
Я хочу проследить здесь лишь одно из всех возможных с этой точки зрения следствий и продолжить, таким образом,
обсуждение проблемы, которую я оставил неразрешенной в другом месте35. Каждая из душевных дифференцировок, с
которыми мы познакомились, представляет новую трудность для душевной функции, повышает ее лабильность и может
явиться исходным пунктом отказа от функции заболевания. Так, мы, родившись, сделали шаг от абсолютно самодовольного
нарцисизма к восприятию изменчивого внешнего мира и к началу нахождения объекта; в связи с этим находится тот
факт, что мы не можем находиться в этом состоянии в течение долгого времени, что мы периодически покидаем его
и возвращаемся во сне к прежнему состоянию отсутствия раздражений и избежания объектов. Конечно, мы следуем при
этом указанию внешнего мира, который временно лишает нас большей части действующих на нас раздражений путем
периодической смены дня и ночи. Другой более важный для патологии пример не подлежит такому ограничению. В течение
нашего развития мы разделили весь наш душевный мир на связное (kohдrent) "Я" и настоящее вне "Я" бессознательное
вытесненное, и мы знаем, что стабильность этих новообразований подвержена постоянным потрясениям. В сновидении и
в неврозе этот выключенный из нашего сознания материал стучится в охраняемые сопротивлением ворота, а в здоровом
бодрствующем состоянии мы пользуемся особыми приемами для того, чтобы временно включить в наше "Я" вытесненный
материал, обходя сопротивление и извлекая из этого удовольствие. Остроумие и юмор, а отчасти и комическое вообще,
должны рассматриваться с этой точки зрения. Каждому знатоку психологии неврозов известны такие примеры, имеющие
меньший масштаб, но я спешу вернуться к нашей цели.
Можно представить себе, что и отграничение "Я"-идеала от "Я" не может существовать долго и должно подвергаться
по временам обратному развитию. При всех запретах и ограничениях, накладываемых на "Я", происходит, как правило,
периодический прорыв запретного, как показывает институт праздников, являвшихся первоначально не чем иным как
запрещенными законом эксцессами, и этому освобождению от запрета они обязаны и своим веселым характером36.
Сатурналии римлян и наш теперешний карнавал совпадают в этой существенной отличительной черте с празднествами
первобытных людей, которые обычно сочетали с развратом различные нарушения священнейших запретов. А "Я"-идеал
охватывает сумму всех ограничений, которым подчиняется "Я", и потому упразднение идеала должно было бы быть
величайшим праздником для "Я", которое опять могло бы быть довольно собой.
Когда в "Я" что-нибудь совпадает с "Я"-идеалом, то всегда возникает ощущение триумфа. Чувство вины (и чувство
малоценности) тоже могут быть поняты как разногласие между "Я" и "Я"-идеалом.
Trotter считает вытеснение производным стадного инстинкта. Это скорее та же мысль, выраженная несколько иначе,
чем противоречие, когда я говорю в "Einfьhrung des Narzissmus": образование идеала является благоприятствующим
условием для вытеснения.
Как известно, есть люди, настроение которых периодически колеблется от чрезмерной подавленности через некоторое
среднее состояние до повышенного самочувствия, и действительно, эти колебания наступают в различной по величине
амплитуде, от едва заметной до самой крайней; они врываются крайне мучительно или разрушающе в жизнь больного в
виде меланхолии или мании. В типических случаях этого циклического расстройства внешние поводы как будто не
играют решающей роли: из внутренних мотивов у этих больных находят то же, что у всех людей. Поэтому вошло в
обыкновение трактовать эти случаи как непсихогенные. О других тождественных случаях циклического расстройства,
которые легко могут быть сведены к душевным травмам, речь будет впереди.
Обоснование этих произвольных колебаний настроения нам, следовательно, неизвестно. У нас нет знания механизма
смены меланхолии манией. Для этих больных могло бы иметь значение наше предположение о том, что их "Я"-идеал
растворился в "Я", в то время как до того он был очень требователен к "Я".
Мы решительно избегаем неясностей: на основе нашего анализа "Я" несомненно, что у маниакального больного "Я"
сливается с "Я"-идеалом, и человек радуется отсутствию задержек, опасений и самоупреков, находясь в настроении
триумфа и самодовольства, ненарушаемом никакой самокритикой. Менее очевидно, но все же весьма вероятно, что
страдание меланхолика является выражением резкого разногласия между обеими инстанциями "Я". В этом разногласии
чрезмерно чувствительный идеал выражает свое беспощадное осуждение "Я" в бреде унижения и самоунижения.
Нерешенным остается только вопрос, нужно ли искать причину этой перемены соотношения между "Я"-идеалом в выше
постулированных периодических протестах против нового института или виною этому другие соотношения.
Переход в маниакальное состояние не является обязательной чертой в клиническом течении меланхолической депрессии.
Есть простые однократные, а также периодически повторяющиеся формы меланхолии, которые никогда не переходят в
маниакальное состояние. С другой стороны, существуют меланхолии, при которых повод явно играет этиологическую
роль. Это -- случаи меланхолии, возникающие после потери любимого объекта, будь то смерть объекта или стечение
обстоятельств, при которых происходит обратный отток либидо от объекта. Такая психогенная меланхолия также может
перейти в манию, и этот цикл может повторяться многократно, так же как и при якобы произвольной меланхолии.
Итак, соотношения очень неясны, тем более что до сих пор психоаналитическому исследованию были подвергнуты лишь
немногие формы и случаи меланхолии37. Мы понимаем до сих пор только те случаи, в которых объект покидался в
силу того, что он оказывался недостойным любви, затем "Я" опять воздвигало его путем идентификации, а "Я"-идеал
строго осуждал его. Упреки и агрессивность в отношении к объекту проявляются как меланхолические
самоупреки.
Точнее говоря: они скрываются за упреками против собственного "Я", придают им стойкость, прочность и
неопровержимость, которыми отличаются самоупреки меланхолика.
Переход в манию может непосредственно следовать и за такой меланхолией, так что этот переход является признаком,
независимым от других характерных черт клинической картины.
Я не вижу препятствий к тому, чтобы принять во внимание момент периодического протеста "Я" против "Я"-идеала
для обоих видов меланхолии, как для психогенной, так и для произвольной. При произвольной меланхолии можно
предположить, что "Я"-идеал относится особенно строго к свободному выявлению "Я", следствием чего является
потом автоматически его временное упразднение. При психогенной меланхолии "Я" побуждается к протесту вследствие
того, что его идеал плохо относится к нему, а это плохое отношение является результатом идентификации "Я" с
отвергнутым объектом.
|